График работы: Ежедневно
с 9:00 до 22:00

+7 (495) 532 41 13

Требования закона к этикетке

Этикетка – такой простой на первый взгляд элемент, который отображает информацию о содержимом. Привычно то, что основные требования, которые могут быть выдвинуты, – к самой продукции. Оказывается, есть ряд правил, регулирующих порядок создания, размещения и даже утилизации этикеток.

Требования российского законодательства к этикеткам

В РФ есть немало законодательных и нормативных актов, регулирующих основные требования к:

  • этикеткам в целом;
  • информации, что размещена на этикетках;
  • оформлению этикеток;
  • этикеткам конкретных групп товаров и продукции.

Следует отметить, что законодательно требования изложены в таких документах:

    • Гражданском Кодексе;
    • Федеральных законах, в том числе «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании»;
    • Постановлении Правительства, что касается наличия обязательной к отображению на этикетках на русском языке;

ГОСТами 51074-2003 и 15426-1-2002 относительно требований к этикеткам на пищевых продуктах и тех, что имеют штрих-коды;

  • Приказами Минздрава и другими документами.

 

Согласно основному законодательству, на этикетке любой продукции должна быть информация о:

      • потребительских свойствах;
      • дате изготовления и сроке хранения, в том числе гарантийного, если он предусмотрен; правилах эксплуатации или порядке приема;
      • наименовании и месте нахождения производителя, реализатора и лица, ответственного за прием претензий и обратную связь.

Это те основные правила и требования, которые касаются любого вида этикеток на товарах. Однако есть специфика отдельных их групп.

Этикетки продукции пищевой промышленности

К продовольственной продукции особые требования выдвигаются в любой сфере, не только относительно этикеток. Это вполне понятно и объяснимо связанного с пищей риска для здоровья и даже жизни. Ведь потребление это ежедневное и важное для каждого. Потому в каждой стране есть свои изданные правила, стандарты, ограничения, что регулируют качество и порядок распространения тех или иных продуктов.

В РФ контроль качества пищевой продукции жестко регламентирован, а потому для полноты и правильности информирования потребителя установлены основные требования о том, что на этикетке должны значиться:

      • наименование;
      • состав;
      • ценность пищевая (в граммах) и энергетическая (в килокалориях);
      • данные об изготовителе (название, адрес);
      • страна производства;
      • масса, объем или количество поштучно;
      • товарный знак (логотип) производителя;
      • дата производства, условия и срок хранения;
      • штрих-код;
      • обозначение стандарта или другого акта, которому соответствует произведенная продукция;
      • обозначение ГОСТ;
      • информация о сертификации (добровольной либо обязательной).

Также особое внимание при информировании через этикетку отводится указанию наличия или отсутствия таких составляющих:

      • пищевых добавок;
      • пищевых красителей;
      • ароматизаторов;
      • усилителей вкуса и запаха;
      • компонентов нетрадиционного состава;
      • ГМО (генно-модифицированных объектов);
      • компонентов белкового происхождения несвойственной им природы.

Отдельно в законодательстве отмечены требования к особым группам товаров, например, молочной продукции, детского питания и так далее.

Другие виды этикеток

Кроме пищевых продуктов есть еще группа непищевых. К ним также имеются свои требования. Прежде всего, при обязательной сертификации на этикетке указывается информация о дате проведения и выдачи документа, номере сертификата, а также органе, что его выдал. На всех этикетках, включая те, что на импортном товаре, должна быть информация на русском языке. Ответственность за выполнение этого пункта несет импортер. Продукция, относящаяся к бытовой химии и лакокрасочной, может быть реализована в нестеклянной таре при объема не более одного литра. На пожароопасных товарах должно быт предупреждение об этом.

Полнота информации на этикетках

Учитывая все описанное относительно обязательной информации может сложиться впечатление, что для отображения всего указанного понадобится намного больше площади, чем может уместить этикетка. Однако вся эта информация должна быть обязательно отображена, а потребителю обеспечен доступ к получению сведений о таре, что его интересует. Сам способ нанесения информации и формат ее предоставления выбирается производителем на свое усмотрение. Однако должны соблюдаться такие критерии, как:

      • четкость изложения;
      • доступность к получению информации;
      • конкретные данные;
      • читабельность шрифта.

При этом следует помнить, что любой способ нанесения информации не должен повредить сам продукт, а данные должны быть защищены от ухудшения качества их передачи из-за воздействия внешних факторов при перемещении товара.

Сертификация

Независимо от того, добровольная или обязательная сертификация, этикетки наряду с содержимым подвергаются данному процессу. При этом информация на них должна быть полной и достоверной, при этом достаточной для получения сведений о содержимом. Сама этикетка обязательно должна соответствовать физическим данным продукции. Она проходит оценку на соответствие и прочность, получая подтверждающий документ. При этом информация о результатах данной процедуры наносится на этикетку, то есть последняя после прохождения всех этапов проверки подвергается изменениям.

Исходя из этого, разрабатывая новые этикетки, производителям следует учитывать все требования и условия поставки на рынок тех или иных групп товаров с соответствующими ярлыками. Для этого многими фирмами-производителями упаковок и этикеток проводятся испытания продукции. Так, например, при изготовлении этикеток необходимо, чтобы последние удовлетворяли следующим требованиям:

      • Соответствие упаковки бренду и имиджу компании;
      • Соответствие цветовой гамме бренда;
      • Соответствие условиям обращения, распространения, применения и стойкости на стирание, прочность, разрыв и так далее;
      • Соответствие стойкости к воздействию, условиям к применению;
      • Соответствие к действию внешних факторов в особых условиях (например, действию на протяжении трех месяцев морской воды);
      • Соответствие требованиям к безопасности и экологичности.

Этикетки и окружающая среда

Последние годы отличаются тем, что особо важными для многих сфер являются вопросы экологической чистоты. Охрана окружающей среды стала одним из критериев контроля качества и при изготовлении этикеток. Ведь упаковки с ярлычками на них после использования выбрасываются и не всегда утилизируются. Потому важность этого вопроса очевидна.

Во многих странах органами власти осуществляется жесткий контроль над качеством с позиции влияния тех или иных объектов на окружающую среду. Методами, направленными на регулирование такой политики, являются залоговая стоимость тары, налоги на упаковку, ограничение использования определенных видов материалов для производства тары и этикеток, запреты, а также жесткие критерии использования вторичного сырья и утилизации. Конечно же, приветствуется многоразовая упаковка и безопасные материалы (бумага, ткань и так далее).

Конечно, решая проблемы экологические, стоит помнить о правилах коммерческих и логистических. Так, например, в некоторых торговых сетях уже действует запрет на использование неприемлемых с точки зрения экологии видов тары и упаковки. Но не только органы власти, а и сами потребители более осознанны и реагируют на экологические проблемы как в стране, так и в мире. Они обращают внимание на сертификацию и составы продуктов.

Начиная с 90-х годов прошлого столетия, решение вопросов относительно экологичности упаковок и этикеток находится в области общих мероприятий по охране окружающей среды. Для этого разрабатываются и принимаются соответствующие законодательные акты и процедуры, чтобы совершать регулирование и внешнее влияние на процесс.

Подводя тоги, стоит отметить, что основные требования, выдвигаемые законодательно к этикеткам, сводятся к достоверности и полноте отображаемой информации, а также качеству собственно самих этикеток. Потому такой небольшой, но такой важный участок информации, что наносится на них, обязательно должен соответствовать всем вышеизложенным требованиям.

 

Заполните форму ниже
и наш администратор свяжется с вами в ближайшее время

Спасибо
Мы ценим наших клиентов! Ждите звонка в ближайшее время

Оформить заказ

Поля, помеченные звездочкой, обязательны для заполнения

Спасибо за заказ
Мы ценим наших клиентов! Ждите звонка в ближайшее время