Мировой рынок этикетки

За последние полтора-два десятилетия мировое производство товаров массового потребления набрало невообразимо больших оборотов. Связано это в равной степени с ростом количества населения планеты и активной модернизацией производственного оборудования. Соответственно, растет и конкуренция, так как однотипной продукции от разных производителей становится все больше, а за внимание и, соответственно, деньги покупателей идет серьезная борьба. И одним из наиболее действенных видов оружия становится этикетка. Так как же сегодня развивается этикетка, почему современные тенденции производства выглядят именно так и что ждет этикетки в ближайшем будущем?

 

Тенденции современного мирового рынка

Полиграфия, как и другие отрасли производства, развивается невообразимо быстро. Из года в год в геометрической прогрессии растет как количество выпускаемых этикеток, так и прибыльность их производства. Последние пять лет ощутимо повлияли на производство этикеточной продукции. В силу активной конкуренции рост прибыли в некотором роде снизился. Основная характеристика рынка – массовая консолидация производства.

Только за прошлый год в мире было выпущено более 36 миллиардов квадратных метров этикеточной продукции. При этом рост спроса в последние несколько лет стабильно удерживается на уровне 5-6%. Если верить исследованиям консалтингового агентства Freedonia, этот показатель в ближайшие несколько лет точно не снизится, а возможно и вырастет. Но количество пищевых и непищевых продуктов увеличивается во всем мире. Поэтому, скорее всего, в скором времени мы сможем пронаблюдать повышение спроса на качественные этикетки.

Из чего состоит современный мировой рынок этикетки?

Европа – лидер по количеству производимых этикеток в мире. Здесь они впервые появились как вид полиграфической продукции, после чего стремительно развивались вместе с модернизацией производства. Состоянием на 2015 год спрос на этикетки здесь составляет почти 40% от общего числа в мире. А это около 12 миллиардов квадратных метров этикеточной продукции в год. На втором месте находятся США. Их доля производства составляет 26-27% (до 10-ти миллиардов квадратных метров). В лидерах также находится Азия. В первую очередь Китай и другие страны с массовым производством различной продукции. Доля Юго-Восточной Азии – до 20%. Наряду с Китаем по количеству выпускаемых этикеток также стоит Япония. Однако эта страна к Юго-Восточной Азии не относится. Если бы это было так, то в общем доля рынка составила бы 27%, что сравняло бы этот регион с Соединенными Штатами Америки.

И тут есть интересная особенность: рынок этикетки в Азии развивается заметно быстрее, чем в других регионах, поэтому вполне возможно, что через несколько лет Азия догонит Европу, а возможно, и обгонит. Аналитики говорят, что для этого необходимо около десяти лет, если темпы будут держаться на том же уровне.

Уровень потребления этикеток в мире

Технологии производства и уровень потребления в разных странах отличается. Лидером по в этом плане по праву во всем мире занимают самоклеящиеся этикетки. Эта тенденция наблюдается уже несколько десятилетий и, скорее всего, она сохранится еще длительное время. Если взять общую картину в мире, то самоклеящиеся этикетки занимают 50-55% рынка. В последние несколько лет важное место среди них занимают небольшие этикетки-пояснения. Во многом именно благодаря им самоклеящиеся этикетки сегодня в лидерах. Такие наклейки-пояснения – один из наиболее скорорастущих сегментов рынка. На данный момент они выигрывают во многом за счет наличия на них различных средств электронной протекции – голограммы, разные типы нанесения скрытой информации и тому подобное. Активнее всего такая продукция используется для мед-препаратов, средств гигиены. Несмотря на определенные отличия, это все те же самоклеящиеся этикетки, хотя и в видоизмененной форме.

Нельзя обойти вниманием и сухие этикетки. Несмотря на то, что технология производства в некотором роде является устаревшей, доля таких этикеток в мире достигает почти 30%. Такая популярность сухих этикеток объясняется в первую очередь более доступной стоимостью, чем самоклеящихся этикеток. Однако за последние пять лет наблюдается тенденция усреднения стоимости этих двух видов, поэтому вполне вероятно, что в скором времени сухие этикетки как вид себя изживут.

Монополия самоклеящихся этикеток пока еще не наступила, однако в некоторых сферах они заметно лидируют: информационные технологии, средства защиты от несанкционированного доступа, вторичный рынок разнотипной продукции и т.д.

 

 

Но и с самоклеящимися этикетками ситуация неординарная. Несмотря на их лидерство, говорить со стопроцентной уверенностью, что за ними будущее, крайне сложно. Сегодня на рынок вышли совершенно новые виды – впрессованные, термоусадочные. И именно они имеют большие шансы стать будущим этикеточной продукции в мине в силу большого количества преимуществ – улучшенный внешний вид, прочность, надежность. Тем не менее, состоянием на 2015 год доля впрессованных этикеток составляет всего 2%. Этого очень мало, но тенденции роста сверхактивные.

Рукавная этикетка уже более распространена в мире. Особенно в экономически развитых странах. На данный момент это около 14%.

Еще один фактор, который нельзя не брать во внимание – активный рост «интеллекта» этикеток. Сейчас «умные этикетки» применяются во многих отраслях производства. Их особенность заключается в наличии небольшой внедряемой в этикетку микросхемы, что открывает совершенно новые возможности для производителей. Уже сейчас такие этикетки дают возможность с точностью до 10 метров отслеживать перемещение товара, предотвращать воровство и оперативно находить украденное.

Ситуация в Европе на рынке этикеток

Наиболее стремительное развитие производства этикеток наблюдается именно в Европе. По данным статистических исследований начиная с 2002 года общее увеличение производства этикеток составляет более 5% в год.

Характерная тенденция перехода на пленку в производстве этикеток наблюдается и здесь, однако лидерство по-прежнему остается за бумагой. Но в то же время как такового роста числа производства бумажных этикеток не наблюдается. Это в лучшем случае 2%. В соотношении с ростом других видов этикеточной продукции это реально мало.

Состоянием на 2015 год наиболее массово этикетки Европе применяются для напитков и различных пищевых продуктов. Первый сегмент занимает почти 40% рынка, второй – около 20%. Остальные 40% разбросаны по другим направлениям производства и европейского рынка товаров. В эти 40% включаются в первую очередь наклейки (стикеры). Они применяются в основном для мониторинга товарооборота на предприятии, где производится продукция, а также в крупных торговых центрах и супермаркетах.

Сейчас в Европе и в мире просто огромное количество производителей этикеток. Только в странах Западной Европы их официально насчитывается почти три тысячи. Самоклеящиеся этикетки активнее всего производятся на юге Европы – Франция, Италия и другие страны. Это около 35% всего производства. И число производителей стремительно растет из года в год. Вместе с тем растут и требования к качеству этикеточной продукции для всех сегментов производства. В любом случае можно смело говорить, что своего пика по качественно-количественным показателям производство этикеток пока еще не достигло. Все впереди.