Этимология понятия
Коньяк считается элитной продукцией, а его производство трудоемким и достаточно непростым делом. Иногда к коньяку приравнивают армянское виноградное бренди. И несмотря на то, что сам по себе напиток достаточно хорош, приравнивать его к коньяку неправильно. И на этикетке должно быть обязательно указано, что именно за напиток находится перед вами. Да и в целом, этикетка для коньяка – это своего рода паспорт продукта, благодаря которому покупатель узнает о нем все необходимое еще до момента покупки.
Далеко не многим известен тот факт, что Коньяк – это название французского города, что расположен в регионе Пуату-Шарант. Если на этикетке вы увидите надпись «Cognac», можете быть уверенными, что перед вами действительно качественный продукт европейского производства, который точно придется по вкусу вам и вашим гостям. Регионы близ Атлантического океана имеют особенные климатические условия, что очень благоприятно отражаются на качестве коньячной продукции. Поэтому если у вас есть такая возможность, покупайте именно французские коньяки. Они действительно стоят своих денег.
Но помимо описанной выше надписи «Cognac» могут встречаться и другие. И некоторые из них могут ввести покупателя в настоящее замешательство, ведь человек даже не всегда понимает, что именно за продукт находится перед ним. Например, надпись «Grande Champagne». Многие, прочитав надпись, ошибочно могут решить, что это коньячно-шампанский напиток или нечто подобное. На самом деле это самый настоящий коньяк. При этом действительно качественный. Проблема только в том, что многие отечественные производители часто пишут на своем продукте «Grande Champagne», сами до конца не понимая, что из себя этот напиток должен представлять.
Шампань – это еще один регион во Франции. Его важная для нас особенность – большое количество известняка в почве, что благоприятно сказывается на качестве напитка на основе местного винограда. Спирты, которые создаются с него, отличаются ярким вкусовым и ароматным букетом. Еще одна отличительная особенность – возможность длительное время выдерживать спирты в деревянных бочках, где они не теряют своих свойств.
Исходя из сказанного выше, можно смело утверждать, что если перед вами бутылка с надписью «Grande Champagne», можете смело ее покупать, и быть уверенными, что перед вами действительно качественный продукт, выполненный по лучшим технологиям производства коньячной продукции.
Любопытный факт: в прямом понимании «Grande Champagne» можно перевести как «большая деревня». В регионе Шампани пласт известняка ощутимо тоньше, чем в регионах поблизости. Именно здесь спирт получается более насыщенным и изящным. Хотя стоит сказать, что и те коньяки, что производятся на периферии региона, также отличаются высоким качеством и прекрасной вкусовой гаммой. Порой даже встречаются коньяки, где использованы спирты как из Гранд Шампани, так и Птит Шампани. Обратите внимание, что лучшим всегда будет тот коньяк, где количество спиртов Гранд Шампани не менее пятидесяти процентов. Чаще всего в данном случае имеется название «Fine Champagne».
Еще один довольно аутентичный коньячный напиток – «Borderies». Это также регион во Франции. Он достаточно маленький, но в производстве коньячной продукции занимает одно из ведущих мест в стране. Легкий аромат фиалки придает напитку еще больше изысканности и разнообразия. Также на французской коньячной этикетке можно встретить названия «Fins Bois» и «Bons Bois». Соответственно, это тоже регионы во Франции. Здешние спирты достаточно качественные, но оптимальный вариант их использования – смешивание с другими спиртами. С ними вкус напитка становится более полным и насыщенным, хотя сами по себе являются достаточно резкими.
Особенности выдержки и возраста коньяка
Обращали внимание вы или нет, но большинство этикеток для коньяка выполнены в коричневых или золотистых тонах. Это не случайно. Непосредственно сам коньяк получает свой цвет благодаря длительной выдержке в дубовых бочках (если это действительно хороший коньяк). Дерево же придает напитку и особенный вкус. Если спирт не выдерживается в бочке, он белый, но в таком виде он не продается. В ход идут различные красители.
На этикетках коньяка указывается его выдержка. И чем она больше, тем лучше считается напиток. Однако обратите внимание, что если вы купите коньяк двадцатилетней выдержки, а он пролежит у вас в погребе в бутылке еще десять лет, то говорить, что теперь у напитка выдержка тридцать лет неправильно. Выдержкой называется лишь то время, которое напиток проводит в деревянной бочке, пропитываясь вкусом и ароматом дерева, получая все более яркие вкусовые оттенки. Также стоит обязательно упомянуть, что хороший коньяк не может иметь выдержку более 60 лет. Основная причина в том, что спустя этот срок свойства спиртов начинают теряться, поэтому передерживать коньяк также не следует. А слишком большая выдержка, указанная на этикетке, знающего человека только отпугнет. В таком коньяке процент спирта снижается, а число испарений может достигнуть даже 80-90%. Эти испарения в слегка шутливой форме иногда называют «долей ангелов».
Именно возраст коньяка во многом является ключевым моментом выбора, поэтому он обязательно указывается на этикетке. Но и тут не все так просто. В большинстве случаев в составе коньяка имеется несколько сортов спиртов разных урожаев. И соотношение их практически никоим образом не контролируется и не регламентируется. Часто указывается именно год урожая. Но для того, чтобы не ввести покупателя в заблуждение слишком большими цифрами, чаще всего на этикетке указывается возраст самого молодого спирта в составе.
Буквенные обозначения на этикетке
Наклейки и этикетки для коньяка имеют также буквенные обозначения, которые (что странно) многие покупатели даже не понимают до конца – VSOP, VS, ХО и другие. Попробуем разобраться, что какие буквы означают. Эта информация будет одинаково полезной как для производителей коньячных напитков, так и для потребителей.
- Буквы VS расшифровываются как Very Special и означают, что коньяк имеет не менее, чем двухлетнюю выдержку;
- Буквы VSOP расшифровываются как Very Superior Old Pale. Обозначают, что данный коньяк выдержан от четырех лет и более;
- ХО (читается как «Икс О»). Обозначает, что коньяк выдержан не менее шести лет;
Кроме этих наиболее популярных и известных обозначений можно также встретить другие: Hors d'age, Héritage, Ancestral, Vieille Réserve и другие. Довольно часто встречаются и иные обозначения. Примечательно, что во многих случаях одно из слов означает «золото» с английского или французского. Также используются имена известных людей. Как правило, это свидетельствует о действительно высоком качестве коньячной продукции. Такие наклейки и этикетки на коньяк – залог высокого качества и элитарности напитка. Это действительно выдержанные многие годы коньяки, процесс производства которых не меняется годами. Коньяк Héritage от Поля Жиро имеет выдержку от 50-ти лет. Это один из примеров. К сожалению, на отечественном рынке коньяков действительно качественного продукта не так много, как в Европе. Однако экспорт ведется достаточно активно, так что при желании достать любимый напиток – не проблема. Главное – уметь делать правильный выбор.
И последнее. Это касается не особенностей коньячной продукции и этикеток, а скорее искусства питья коньяка. Только в странах СНГ принято закусывать коньяк лимоном. Это напрочь сводит на нет все послевкусие напитка. Лучшее применение молодых коньяков – использование в качестве аперитива или же добавки в алкогольные коктейли. Старые коньяки – это и вовсе отдельный разговор. Они должны завершать вашу трапезу. Их пьют неспешно, растягивая удовольствие. И можете быть уверены, что этот невероятный вкус запомнится вам очень надолго.
И помните, этикетка – это лицо любого напитка. Умение читать ее – залог правильного выбора. А если вы являетесь производителем коньяка и хотите, чтобы покупатели действительно выбирали ваш продукт, позаботьтесь, чтобы ваша этикетка соответствовала высочайшим европейским стандартам. И в этом вам с радостью поможет наша компания Etiketki24.