Скандальные этикетки

За период существования этикеток как вида полиграфической продукции с ними происходило множество метаморфоз. И вполне логично, что время от времени появлялись варианты, которые вызывали удивление, недоумение и даже негодование. Сегодня мы рассмотрим некоторые из примеров, что были крайне неоднозначно приняты аудиторией.

Шато Мутон Ротшильд и этикетка, всколыхнувшая общественность

Первый яркий пример – винная этикетка Шато Мутон Ротшильд с эскизным изображением обнаженной женщины. Вино датируется 1993 годом. И несмотря на то, что девяностые годы в Европе – это уже вполне демократичное время, реакция людей была крайне неоднозначной. Художник, стоит отдать ему должное, сумел передать то что хотел: «Нет ничего более совершенного в мире, чем вино и женщины». И да, этикетка бросается в глаза, легко читается, запоминается.

Что же стало первоисточником появления этикетки? В первую очередь это работы европейских художников — А. Кабенель и Ф. Гойя. Идея заполучена именно у них, и можно было бы назвать такую этикетку данью искусству. Однако почему же она вызвала негодование? Удивительно, но виной этому сами художники. Девяностые – это время, когда каждый из живописцев хотел оставить свой след в истории. И способа сделать это лучше, чем предложить свои услуги для производителей одного из наиболее востребованных продуктов на рынке, не было. И начались активные пререкания. Конкуренты взахлеб высказывались, что на этикетке изображена девушка, которая всем своим видом показывает, что хочет стать женщиной. Далее художника Бальтуса начали активно упрекать тем, что он увлекается «псевдонаучными работами Фрейда». И автора этикетки сделали в глазах аудитории своего рода извращенцем, хотя, скажем откровенно, ничего слишком вызывающего и откровенного на изображении нет. Всего лишь набросок, не претендующий на откровенность.

Но то, что реакция публики оказалась неоднозначной, было не самым плохим. В некотором роде это даже сделало дополнительную рекламу вину. Однако проблема была в том, что и власти тоже среагировали на эту ситуацию неоднозначно. Дошло до того, что Торговая палата США напрочь запрещает ввоз вина этой марки в страну. И это стало серьезным ударом по рентабельности производства, так как значительная часть продукции уходила на экспорт. Категоричность таких действий в основном закреплялась фразой «Мы не можем допускать морального разложения подрастающего поколения. Но в то же время стоит помнить, что у детей доступа к алкогольным напиткам не было, у них есть родители, которые должны следить за тем, с чем сталкиваются их дети. И да, Шато Мутон Ротшильд – это элитное вино, которое позволить себе могли далеко не все. То есть, подобное высказывание было крайне нелогичным и необоснованным.

Важный компромисс и его следствия

К моменту конфликта по поводу этикетки Филипп де Ротшильд – родоначальник серии – уже умер. И решение в вопросе урегулирования споров легло на плечи его дочери – Филиппины. Своего отца она очень любила и уважала его решения, поэтому полностью отказываться от такой этикетки не стала. Однако для США начали выпускать другую – без изображения обнаженной женщины. Остался просто оливковый фон. В итоге Штаты просто получают полупустую этикетку.

Что самое интересное, эта этикетка сильно активизировала различных коллекционеров. В Штатах начинается настоящая охота за оригинальной этикеткой. И проблема в том, что даже просто ввозить данное вино в одном экземпляре было чревато штрафом. Поэтому достать этикетку было проблематично. Некоторое время спустя шум вокруг нее утихает, а Торговая палата дает добро на ввоз напитка с первоначальной этикеткой. А теперь представьте, какой появился спрос на нашумевшую коллекцию в стране, где столь долгое время она была запрещена, но была у всех на ушах. Производители в итоге только выиграли. Фраза о молодой девушке, стремящейся стать женщиной, уходит на второй план. Более того. Многие даже начинаю поддерживать предложенную художником мысль, интерпретируя ее как вполне естественное желание.

А что же сам художник? Да, он тоже выиграл за счет всей этой шумихи. До 93-го года о Бальтусе практически не знали, несмотря на то, что это был граф благородных кровей, а в 91-м году даже удостоился императорской премии «За личные достижения и международное влияние, что оказал своим искусством на духовное развитие мирового общества». Но эта премия не возымела даже малой части того эффекта, который дала этикетка. Бальтус стал настолько яркой персоной, что на его похороны годами позже даже пребывает сам Президент Франции Жак Ширак.

О почтовых марках

Но не только в производстве вина были подобные эксцессы. Почтовые марки, которые во многом схожи с этикетками, тоже были со своими интересными моментами. Поиски новых сюжетов приводят производителей к работам Франциско Гойя – «Одетая Маха» и «Обнаженная Маха». Фактически, это идентичные изображения, с той лишь разницей, что на одной картине женщина полностью нагая, а на второй одета. Что логично. Примечательно, что еще в 30-м году прошлого века изображение попытался внедрить на свои марки частный производитель. Однако и здесь снова Штаты резко противятся и марки просто не приживаются. И да, Штаты так и не научились на своих ошибках.

Новый радикальный шаг в развитии Шато Мутон Ротшильд

На дворе 2010 год, Шато Мутон Ротшильд уже не собирается отказываться от звания вина со скандальной этикеткой. И теперь это даже выходит на новый уровень. Посмотрим на этикетку. Да, картина чуть более откровенная за счет большего реализма. Однако давайте попробуем абстрагироваться от основного изображения и взглянуть на детали. Обратите внимание на кораблик, проплывающий между скалами, солнце. Немного воображения, и картина вырисовывается крайне недвусмысленная.

Итак, автор данной картины – Джефф Кунс. Жена его – Чиччолина – одна из известнейших порноактрис Италии. Художник крайне активно намекает на картину «Происхождения мира» Гюстава Курбе.

Что же с основным изображением? Картина называется «Афродита Анадиомена». Однако это не она. На этикетке изображена Фрина Афинская, которая в свое время была осуждена за распущенность. Создается впечатление, что теперь производители, подстегнутые опытом 93-го года, стремятся показать общественности, что они побелили, а сейчас закрепляют победу еще более радикальной мерой. И им это удается. Общественность, уже смирившаяся с предыдущей этикеткой, легче принимает новую. К тому же, далеко не все видят то, что здесь реально показано. Да и действительно ли мы видим то, что хотел показать художник? Была это своего рода выходка или же просто стремление выделиться, сказать сложно.

На сегодняшний день Джефф Кунс – один из наиболее высокооплачиваемых художников в мире. И это тот человек, который действительно может позволить себе подобные действия. А для Шато Мутон Ротшильд именно это и было нужно. Кто знает, какие метаморфозы ожидают это вино в ближайшем будущем, однако можно с уверенностью говорить, что нас еще неоднократно удивят, введут в замешательство, а возможно, даже шокируют. Но согласитесь, это был креативный, яркий и определенно достойный внимания шаг, который мог как полностью погубить производство, так и вывести его на совершенно новый уровень. К счастью, именно второй вариант реализовался. Таков уж маркетинг XXI века.

Несколько более подробный рассказ об этикетках Шато Мутон